А вот с речью у нас все та же полная фигня...
наверно, будет много
уже две недели как закончилось трехмесячное лечение таблетками и уколами
сдвиги? я б сказала, никаких особенно в речи
он не говорит абсолютно ничего
даже те слова, что он может сказать - мама, папа, баба, дай, да и т.д.(список не изменился за полгода!) - он не говорит по ситуации, т.е. не зовет, не просит ими, а показывает жестами
ну ам-ам только - это он требует весьма настойчиво
звукоподражаний тоже толком нет - точнее, они настолько не похожи на оригинальные, что считать их смысла нет
все просьбы и эмоции показываются либо жестами, либо криками "аааа", либо он тупо берет за руку и куда-то нас ведет
иногда что-то начинает говорить с серьезным видом и смотрит на нас в уверенности, что мы поймем и сделаем. но понимать там нечего - это просто набор слогов!
слова не повторяет. недавно чуть-чуть начал повторять слоги и то по настойчивым просьбам.
ни на какие разводы "а кто это?, "а что ты делаешь?", "а кто в книжке скушал кашу?", "наша таня громко ... что делает?" не ведется
при этом практически все звуки он говорить умеет: гласные точно, из согласных не смогла добиться з,с,ж,ш,щ,р. л - сегодня всю дорогу пел "ля", расстегивая сандали
плюс спонтанно может повторить слово любой сложности - например, "ну погоди" с мультика успешно пародирует, но повторить без мультика не может или не хочет. или кто-то крикнет что-то на улице - он повторяет, причем даже интонационно точно. нас не копирует никогда
повторяет да-нет, но по факту на вопросы так никогда не отвечает, ориентируемся по другим реакциям: если "нет", то он прикасается, останавливает от действия, если "да", то ничего не делает или несется выполнять задание
книжки любит: и смотрим,и читаем. предпочитаем стихи, если проза, то лучше с картинками. после 3-5-10 раз книжка надоедает, меняем на новую.
любит мультики: смотрит, сопереживает, смеется, плачет.
любит быть с нами, постоянно обнимает-гладит. ласковый, неагрессивный, неистеричный
речь понимает всю. если не выполняет: или слишком сложно (на развивалках не догоняет отношения условия: если это, тогда сделай то, а если это, то другое), или не хочет ("Валера, пойдем кушать/спать")
наши действия копирует с первого раза, но на развивалках, например, стесняется, глазеет на педагога, но действия за ней не повторяет.
слушает хорошо, в книжках тесты на внимательность пока идут лучше всего
если не придуряется - знает цвета и основные формы.
считает - до скольки, не знаю: он пальцем тычет на предметы и "считает" "та-ква-ква-ква" и так, сколько предметов. когда прыгает, мы считаем раз-два-три, сейчас он считает сам "ква-ква-ква" и прыгает. как понять, правильно он думает эти цифры в уме, я не знаю.
знает кучи животных (всех показывает), части тела, игрушки, мебель, предметы обихода и что ими делают, одежду. сейчас задалбывает нас названиями спецмашин - я называю их и на улице у дороги, и дома в игрушках у него кучи экскаваторов-самосвалов, и книжек несколько, некоторые уже на клочки порваны от слишком частого таскания, и презентации со звуком слушает. уже месяц, наверно, - и не надоедает! ну и молчит, конечно.
играет в лото, распределяет формы-цвета, хорошо идут вкладыши, конструктор
хуже с кубиками (строит башни, но сложить, например, картинку из 4 кубиков не может, хотя все части находит), паззлы вообще никак
любит пересыпать муку, воду из одной емкости в другую
рисовать рисует, но недолго. два варианта: или отрывистые линии и точки, или круги. копирует неохотно, если раскрашивает, то за рамки линий выходит
с пластилина катает круги и колбаски, на развивалках они часто лепят точки на рисунки и размазывают пластилин по бумаге - с этим у него ок
лучше всего получаются ролевые домашние игры: он уже режет настоящим ножом, ножницами (двумя руками, правда ), полностью освоил процесс приготовления чая (2 ложки сахара + мы пользуемся ситечком), моет посуду, мешает еду на сковородке, обивает мясо, подметает, гладит, нянчит куклу, вытирает пыль, может сам себе аспиратором сопли высасывать, уколы делает себе и всем и т.д. все бытовые действия запоминает с первого раза.
любит купаться, сидит в ванне по часу, занимается своими игрушками, но при этом часто требует присутствия папы.
любит машину и ездить в ней любит, сидит в своем кресле.
любит слушать те песни, которые знает по мультикам. если не слышал раньше песню, возмущается - не пой.
на горшок ходит сам. снимает-одевает трусы, если может достать салфетку, то вытирает попу после покаков.
ночью то так, то сяк. пока предпочитаю одевать подгузники, потому что он описается и спит дальше в мокром, а потом заболевает (работает кондиционер). но чаще промахи случаются, когда он болеет, иначе просыпается и будит меня отнести его на горшок.
ест сам только в саду дома - пару ложек, потом настойчиво пихает ложку нам "кормите, нефиг прохлаждаться". ест все.
пьет из кружки, поильника и особенно любит спортивное горлышко (берем на улицу и в поездки)
сам снимает сандали. если сам одевает, то путает ноги.
может сам натянуть штаны-трусы, но чаще получаются обе ноги в одну штанину, что его бесит) снять может сам. майки-рубашки пока не поддаются, да мы и не учили еще.
по большому счету я вижу, что с развитием по многим параметрам мы запаздываем, но еще пока не очень критично
но сказать, что он глупый или не сообразительный я не могу - мы его догадливости иногда удивляемся
в то же время, как я уже поняла, Валера не из тех, кто схватывает быстро. некоторые вещи приходится долго и подробно объяснять, показывать примеры. но если он понял, он уже это не забудет.
моторика за последнее время улучшилась - это отмечает и педагог на развивалках.
хорошая память, внимательность.
речь? я уже даже не знаю, что делать
сейчас буду настойчиво доставать его звуками, слогами. прочитала про логопедический массаж, попробую делать.
после 3х начнем ходить к логопеду - пока не берут. в середине месяца опять поедем по неврологам - за следующими курсами лечения.
осенью пойдем на комиссию подтверждать диагноз, запишемся в логосад.
кто-то говорил: пойдет в сад и заговорил. ни фига. может, еще мало ходили.
кто-то до сих пор говорит: он заговорит в один момент и сразу предложениями. лично нам в это не верится - если бы он мог, он бы уже говорил, потому что и словарный запас большой, и потребность в общении у него уже есть.
он не может, потому что не умеет. а учить этому должны специалисты, потому что у нас, к сожалению, не получается. видимо, это все-таки алалия...
все, что мы можем сделать - не допустить торможения всех остальных сфер развития. по мере своей возможности.
до школы, может быть, научимся говорить нормально...